Происхождение народных примет

Возвращаться — плохая примета

Но если уж вернуться пришлось, тогда нужно принять превентивные меры, а именно: перед выходом посмотреться в зеркало и показать язык своему отражению, или причесаться, или сделать еще какое-то дело (например, помыть руки). Англичане в таких случаях быстренько перехватывают на ходу что-то съестное.

Источник: в основе этой приметы — языческая нелюбовь к двойникам, “удвоению” людей. Древние считали, что у двойников (в частности и у близнецов) одна душа и одна жизнь на двоих, а значит, короткая. По этой причине и отражение в зеркале имеет магическую силу: оно — ваш потусторонний двойник. Возвращаясь с полдороги домой, человек тоже “удваивается”, и смысл упомянутых забавных ритуалов в том, чтобы обмануть невидимую нечистую силу: мол, во второй раз из дому выхожу как бы не я. Я, но с другой прической; я, но уже после того, как сделал важные дела. А показать язык зеркальному “близнецу” — значит, матерно обругать и прогнать его: язык — древний эвфемизм мужского полового органа.

Три раза “тьфу”

Чтобы не сглазить, принято трижды сплюнуть через левое плечо. И ни в коем случае не через правое!

Источник: наши предки считали, что за правым плечом у каждого человека стоит добрый дух (или позже — ангел-хранитель), а за левым — злой (он же черт). Почему за левым — понятно: правая рука — “правильная”, почетная, а левая — грешная и сомнительная. Почему в черта надо плевать — тоже вроде бы понятно, но на самом деле история более сложная: в античной древности слюна считалась символом человеческой души, поэтому плевок был равноценен жертве, которую необходимо принести злому духу, чтобы умилостивить его.приметы

Постучать по дереву

Рассказывая кому-то о своих планах на покупку квартиры, хвастаясь успехами детей, предвкушая повышение по службе, принято постучать по деревянному предмету.

Источник: эта традиция берет начало в тех временах, когда существовал культ деревьев. Разные деревья были символами различных богов: например, викинги поклонялись богу грома Тору в облике ясеня, а египетская богиня Гатор выбрала сикомор. В Древней Греции дуб считался растительным воплощением Зевса. Прикосновение к священному, “одушевленному” дереву было синонимом молитвы. Хвастуны, осознавая свой грех, просили прощения у бога-громовержца, поглаживая кору дуба. Но со временем из обычая выветрилась всякая конкретность, стало неважно, к какому именно дереву прикасаться, а потом и любой кусок древесины стал считаться подходящим талисманом.

Опасные пороги

Славяне издавна верят, что разговор через порог грозит ссорой с собеседником. Не полагается передавать предметы или здороваться через порог.

Источник: историки считают, что под порогом жилищ в славянских поселениях было принято хоронить предков — чтобы их души охраняли жилище. Топчась на пороге и ведя пустую болтовню, живые оскорбляли бы память мертвых. По той же причине в деревнях гоняют с порогов мальчишек и девиц на выданье.

Бей посуду, я плачу!

Почему гусары, выпив шампанское, швыряли на пол бокалы из тонкого хрусталя? Зачем взрослые солидные господа, отправляя корабль со стапелей в море, разбивают о борт бутылку? Что это за варварство — колотить красивые сервизы “на счастье”?

Источник: в древние времена на свадьбе разбивали чашку — она символизировала девственность, которую предстоит потерять невесте. С тех пор невинность потеряла свой сакральный смысл, обычай позабылся, осталась лишь память о том, что разбитая посуда — это к чему-то хорошему.

Кошка на новоселье

В новую квартиру первой принято впускать кошку. Говорят, она приносит в дом добро и благополучие. То место, где кошка устроит себе лежбище, — самое уютное и здоровое в доме. Там было принято ставить супружескую кровать или колыбель. Но есть и еще одно объяснение этого обычая.

Источник: наши предки знали, что любой почин, начало нового дела, требует жертвоприношения богам. Считалось, что тот, кто первым переступит через порог нового дома, первым и умрет. Именно поэтому в жертву приносили кошку, а у некоторых народов было принято, чтобы первым в новый дом входил самый старый член семьи. Вот так и задумаешься над происхождением правил этикета…

Правило бутылки

В нашей стране это правило незыблемо: ни запойные алкоголики, ни энциклопедически образованные профессора не станут держать на столе пустые бутылки. Это просто не принято, так же, как есть с ножа.

Источник: древние верили, что в пустую бутылку, как, впрочем, и в любую посудину, может вселиться нечистая сила (“свято место пусто не бывает”). На ночь хозяйки переворачивали кверху дном кастрюли, горшки и банки. Ночью ведь нечистая сила распоясывается, за ней нужен глаз да глаз.

Мусорные баталии

Сколько раз семейные скандалы начинались с фразы: “Когда же ты наконец мусор выбросишь?” И, наверное, в ответ на обвинения многие нерадивые мужья ссылались на примету: мол, выносить на ночь мусорное ведро — дурной знак. А еще считается, что, покидая дом, нельзя оставлять мусор: через него новые жильцы могут навести порчу на прежних хозяев.

Источник: к мусору у древних было особое отношение: это не просто пыль и крошки, а частица домашнего очага, нечто родное (“Не выноси сор из избы” — о том же). Под веником, к слову, жил домовой. Выносить мусор на ночь — значит, отнимать от себя что-то и именно в ту пору, когда силы зла властвуют безраздельно.

Чертова дюжина черных котов

Число 13 и боязнь черных кошек — пожалуй, самые устойчивые и распространенные суеверия в христианской культуре. Некоторые исследователи считают, что это связано с древней двенадцатиричной системой исчисления. 12 месяцев, два раза по 12 часов в сутках, 12 знаков Зодиака — все это предполагает, что число 12 — гармоничное, законченное, а вот 13 — это конец гармонии, шаг в неизведанное, то есть в небытие.

Вопреки распространенному заблуждению, к Библии суеверие отношения не имеет. Действительно, во время Тайной Вечери за столом сидели 13 человек. Но официальная церковь считает суеверия (веру всуе, т. е. напрасную) грехом. Что не мешает многим верующим бояться чертовой дюжины до судорог (у психиатров даже есть специальный термин — трискаидекафобия).

Что касается черных кошек, то с ними все более-менее понятно. В Средние века инквизиция проинформировала народ, что ведьмы часто перевоплощаются в черных кошек, и с тех пор несчастным животным нет покоя.

Источник: по одной из версий, ненависть инквизиции к кошкам была продиктована тем, что они упоминаются в Библии только один раз (что неудивительно: иудеи традиционно недолюбливали мурок и даже запрещали детям к ним прикасаться). Черный цвет тоже объясняется логично: он всегда был связан с темными силами. В результате из-за формального подхода к священным текстам погибло множество ни в чем не повинных животных

Навигация

Следующая статья:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Поиск
Поделись интересным!
Рубрики
Яндекс.Метрика

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Google Plus.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2019    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти