ТАЙНЫ «ТРАНСМУТАЦИИ»

В 321г. до н.э. в дельте Нила был заложен новый город-Александрия, названный так в честь завоевателя Египта Александра Македонского. Имея выгодное географическое положение, город стал одним из крупнейших торговых и ремесленных центров. Там была основана первая в истории академия-специальное учреждение, где занимались различными исследованиями и обучали известным в то время наукам.
До завоевания Египта жрецы, знавшие многие химические операции (получение сплавов, амальгамирование, имитация драгоценных металлов, выделение красок и т.д.), держали их в глубочайшей тайне и передавали только избранным ученикам, а сами операции проводили в храмах, сопровождая их пышными мистическими церемониями. После покорения этой страны Многие тайны жрецов стали известны древнегреческим ученым, которые считали, что имитация драгоценных металлов есть настоящее «превращение» одних веществ в другие, соответствующее законам природы. Словом, в эллинистическом Египте произошло соединение представлений античных философов и традиционной обрядности жрецов то, что впоследствии было названо алхимией.
Около 640 г. н. э. Египет захватили арабы, а уже в начале VIII в. их власть установилась на огромной территории — от Гибралтара до Индии. Научно-практические знания и культура, усвоенные арабами в покоренных странах (и особенно в Египте), к XII в. достигли Европы. В этом большую роль сыграла торговля между государствами фивского Востока и европейскими странами. Химические понятия пришедшие в Европу от арабов, стали называть фивским словом «алхимия».
Что же это были за знания? Зачатки алхимических взглядов встречались у многих народов. В I в. н.э. древне римский врач и естествоиспытатель Диоскорид написал первую химическую энциклопедию, в которой были изложены способы приготовления известковой воды, медного купороса, белил и некоторых других веществ. В Китае алхимик Вэй Поян (II в.) описывает рецепт получения «пилюль бессмертия». Ко Хун (281-361) также дает рецепты Изготовления «пилюль долголетия» и искусственного золота. Поиски таких рецептов были распространены в Египте. От тех времен сохранилось два папируса, относящихся к III веку — «Лейденский папирус X» и «Стокгольмский папирус». В первом содержится около ста рецептов имитации золота, а во втором, кроме того, описывается подделка жемчуга и крашение пурпуром.
Греческий алхимик Зосима — автор многих научных сочинений, в том числе и алхимических («Имут», где говорится о происхождении алхимии; «О хорошем качестве и составе вод», где описывается получение живительной поды). Его считают одним из основателей алхимии. Среди арабских алхимиков одним из виднейших был принц Калида ибн Азид (ок. 660-704), проведший большую часть жизни в Египте. Он приказал перевести на арабский язык все известные алхимические сочинения. Но истинным «царем науки» арабы называли великого ученого Джабира ибн Гайяна (ок. 721-815), известного в Европе под латинизированным именем Гебер. Знакомый с учениями древних, он стал последователем Аристотеля, взгляды которого на элементы-качества были переосмыслены арабами.
Гайян считал, что металлы состоят из двух основных частей (элементов): серы, являющейся носителем горючести и изменчивости, и ртути-«души» металлов, носителя металличности (блеска, твердости, плавкости), а основными химическими процессами являются горение и плавление. Согласно Геберу, в недрах земли от сухого испарения образуется сера (отец металлов), а от влажного-ртуть (мать металлов), и только уже от их соединения возникают все остальные металлы. Разнообразие последних зависит от количественного соотношения серы и ртути и от примесей. Самыми благородными металлами являются золото и серебро, в состав которых входят сера и ртуть в наичистейшем виде и в самой оптимальной пропорции. Но в природе этот процесс соединения идет очень медленно, и, чтобы ускорить его, надо добавить «медикамент» (особый препарат), тогда превращение займет около 40 дней; если же использовать «эликсир» (аль-иксир, философский камень, действующий более эффективно), то весь процесс получения золота займет всего один час!
Изучал Гайян и свойства, а также способы приготовления многих солей: купоросов, квасцов, селитры и др.; знал получение кислот: азотной, серной, уксусной; при проведении опытов прибегал к перегонке, обжигу, возгонке, кристаллизации. Он считал, что практика и опыты для алхимиков имеют первостепенную важность, без них успех невозможен. Труды Гайяна («Книга семидесяти», «Книга ядов», «Сумма совершенств», «Книга о печах») изучались много веков.
Учеником прославленного Гебера считал себя крупнейший арабский алхимик Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа ар-Рази (865-925), автор «Книги тайн» и «Книги тайны тайн». Он первый провел классификацию известных в то время веществ, разделив их на три класса: землистые (минеральные), растительные и животные.
Ар-Рази признавал трансмутацию неблагородных металлов в благородные, признавал элементы металлов-серу и ртуть, но, не ограничиваясь этим, ввел Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) (1193-1280)
Волнительный третий-элемент «соляной природы», являющийся носителем твердости и растворимости. Это учение о Трех элементах (сера, ртуть, соль) широко распространилось среди европейских алхимиков.
Восприняв представления античных атомистов, ар-Рази применил их к учению Аристотеля, считая, что вещества состоят из неделимых элементов-частиц (атомов, по-современному) и пустоты; сами элементы вечны, неделимы и имеют определенные размеры. Свойства же веществ зависят от размеров атомов и расстояний между ними (пустот). Так, земля и вода состоят из атомов больших размеров, а пустоты в них меньше, и поэтому они движутся вниз; огонь и воздух, наоборот, движутся вверх, так как их атомы меньше, а пустоты в них больше. Как и Гайян, ар-Рази считал, что целью алхимии должно быть познание свойств веществ, освоение всевозможных операций над ними, изготовление различных аппаратов для осуществления этих операций. В этой практической, а не отвлеченно-мистической направленности как раз и выразилась специфика учения арабских
алхимиков.
Идея превращения неблагородных металлов в благородные нашла много приверженцев в Западной Европе. И вот за толстыми стенами, в сырых подвалах, в уединенных кельях алхимики пытаются ускорить процесс «совершенствования» металлов. Неблагородные металлы расплавляют, смешивают друг с другом, окрашивают, закапывают в землю, но тщетно! Почему же не получается золото?
Возможно, этот процесс сверхъестественный? Над металлами произносятся заклинания; на полу, на стенах изображаются магические формулы… И опять неудача.
А может быть, вся суть заключается в пятом элементе-«квинта эссенции», получившем множество различных возвышенных и таинственных имен? Только он один мог превратить любой металл в золото, дать человеку вечную жизнь и молодость. Теперь усилия алхимиков сосредоточиваются на получении философского камня. Были созданы сотни зашифрованных рецептов, большинство из которых до сих пор не удалось разгадать, не говоря уже об экспериментальной проверке.
Шли годы… Алхимики продолжали свои поиски. Крупнейшим алхимиком средневековья можно назвать Альберта фон Больштедта (1193-1280). Обладая поразительной работоспособностью, жаждой знаний и будучи прекрасным оратором, он стал знаменитым среди своих современников, которые называли его «универсальным доктором», Альбертом Великим. Отказавшись в 1265 г. от епископства, фон Болыптедт удалился в монастырь и посвятил оставшиеся годы жизни науке. Им было написано огромное число трактатов по различным отраслям знаний, в том числе по алхимии — «Пять книг о металлах и минералах», «Книга об алхимии».
Альберт Великий полагал, что трансмутация металлов заключается в изменении внешнего вида и плотности. Изменение же свойств металлов происходит под действием мышьяка (окрашивает металлы в желтый цвет) и воды (сжимаясь и уплотняясь, она увеличивает плотность металлов). Описывая проведение алхимических операций, он приводит ряд правил, которым надо следовать в работе: хранить молчание, скрываться от глаз людских, соблюдать время и т.д.
В XVI в. особой популярностью пользовались сочинения Василия Валентина («могущественный царь»): «О тайной философии», «О великом камне древних мудрецов», «Триумфальная колесница антимония». Правда, все попытки установить подлинное имя автора не увенчались успехом; видимо, под этим псевдонимом писал неизвестный алхимик и, возможно, не один.
Признавая трансмутацию металлов и начала алхимиков, Василий Валентин особо подчеркивал, что алхимические элементы металлов не имеют ничего общего с реальными элементами того же названия:
«Все, писавшие о семенах металлов, согласны в том, что сера представляет мужское семя металлов, а ртуть-женское семя; но это нужно понимать разумом и не принимать за семена металлов обыкновенную серу и обыкновенную ртуть, потому что обыкновенная ртуть, будучи сама металлом, не может быть семенем металлов». Также не могут быть «семенем» металлов обыкновенные сера и соль. Последняя, по его мнению, характеризует способность металлов растворяться в кислотах.
В алхимических изысканиях Василия Валентина уже чувствуется большая практическая направленность. Так, он первым упоминает о соляной кислоте («соляном спирте»), предлагает способ получения ее из поваренной соли и железного купороса, описывает ее действие на металлы и некоторые оксиды. Сурьме и ее соединениям посвящено сочинение «Триумфальная колесница антимония».
Но не все средневековые ученые принимали основные теоретические положения алхимиков. И одним из таких ученых был Авиценна. Этим латинским именем называли знаменитого арабского философа и врача Абу Али ал-Ху-сейна ибн Сину (980-1037), таджика по национальности, родившегося недалеко от Бухары. Он создал около 300 трудов, и некоторые из них («Медицинский канон», «Книга исцеления», «Книга знаний») пользуются известностью и в настоящее время. Им описана почти тысяча различных веществ, среди которых были металлы, оксиды, кислоты, щелочи, соли, многие органические соединения. Основными элементами, составляющими металлы, Авиценна считал серу и ртуть, но отрицал возможность превращения одного металла в другой, поскольку полагал, что для этого нет путей.
Не верил в трансмутацию и алхимические начала величайший итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи (1452-1519), поставивший своей целью «постичь происхождение многочисленных созданий природы». Он опирался на эксперимент, который он считал посредником «между искусной природой и родом человеческим» и который «должно производить многократно, чтобы какое-нибудь случайное обстоятельство не повлияло бы на его результаты».
Леонардо да Винчи признавал практическую алхимию, которая могла приносить пользу, но резко выступал против тех алхимиков, которые ставили своей целью получение золота; он считал, что человек не может создавать простые вещества, а тем более превращать их одно в другое, да и ртуть не может быть общим «семенем» металлов, поскольку «природа разнообразит семена соответственно различию вещей».
В поисках условий для осуществления таинственной трансмутации алхимики разработали такие важные методы очистки веществ, как фильтрация, возгонка, дистилляция, кристаллизация. Для проведения экспериментов они создали специальные аппараты — водяную баню, перегонный куб, реторты, печи для нагревания колб; ими были открыты серная, соляная и азотная кислоты, многие соли, этиловый спирт, изучены многие реакции (взаимодействие металлов с серой, обжиг, окисление и т.д.).
Но чтобы превратить алхимическое учение в положения научной химии, необходимо было «очистить» его от мистических наслоений, поставить на подлинную экспериментальную основу, детально исследовать состав веществ. Начало этому сложному и длительному процессу положили иатрохимики (от иатрос-врач) и представители технической химии.

У вас мазда? Хорошая машина, я люблю мазду 6. А вот запчасти Мазда 626 этот долгожитель, который сняли с производства уже давно. Не знаю, но у нас мазды не попурярны. Может мягкие сильно, но мне нравятся. На разборказ полно для них запчастей, а вот оригинал это редкость. Сейчас все ездят на мазде 6.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Похожие записи

  • Древнегреческий атомизм влияние на философов и ученыхДревнегреческий атомизм влияние на философов и ученых Древнегреческий атомизм всегда производил на философов и ученых неизменно сильное впечатление (положительное или отрицательное). Однако […]
  • Аристотель и химияАристотель и химия Ярчайшей фигурой Древней Греции и всего античного мира был Аристотель (384-322 гг. до н.э.)-талантливейший ученик знаменитого философа […]
  • Химия в древностиХимия в древности Некоторые металлы-золото, свинец, медь, железо-были известны людям еще при первобытно-общинном строе. Вначале эти металлы шли на […]
  • Филипп Аурел Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм он же ПарацельсФилипп Аурел Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм он же Парацельс XIV-XVII века в истории Европы известны как эпоха Возрождения. Открывались новые страны, развивалась промышленность, росли города. А это […]
  • РимРим Древняя легенда рассказывает о том, что основателями Рима были два близнеца Ромул и Рем, дети царской дочери Реи Сильвии и бога Марса. […]
  • АлхимияАлхимия Алхимия — ключ ко всем познаниям, венец средневековой учености — исполнена желания получить философский камень, который сулил его […]
  • Атомы и теория ДемокритаАтомы и теория Демокрита Уже из этого предварительного описания мы видим, насколько атомы в представлении древних греков отличны от того, что видела в атомах наука […]
  • В чем для древнегреческого мыслителя заключался основной признак бытияВ чем для древнегреческого мыслителя заключался основной признак бытия Слово «атом» в переводе с древнегреческого языка означает неделимый (по-латыни «индивидуум»). Смысл такого названия можно понять из такого […]
Поиск
Поделись интересным!
Рубрики
Яндекс.Метрика

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Google Plus.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2017    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти