О любознательных людях и ложных причинах, и суевериях

В чем же было дело? Оказывается, в служебник закралась ошибка. В молитве, которую читают при освящении воды, в возгласе «Сам и ныне, владыко, освятив воду сию духом твоим святым и огнем» последние слова «и огнем» были лишними, неизвестно откуда взявшимися. А молитву эту по каким только случаям и праздникам тогда не читали: и на крещение, и на полях («о даровании дождя»), и в храмовые и престольные дни! И никакие подтирки, замазывания и заклеивания в служебниках не помогали, особенно пожилым священнослужителям. Только начнут молитву, как «и огнем» само с языка срывается. Тогда-то и появились пословицы: «В книгу глядит, а «огонь» говорит», «Огонь и попа сжет».
Но почему же Филарет повелел вымарать эти слова, почему счел их нечестивыми? Он вообще был яростным врагом языческих пережитков и суеверий. Суеверия… В толковом словаре издания 1885 года этому слову дается такое объяснение: «Суе, или всуе, — напрасно, даром, тщетно, попусту, без пользы… противоположно вечному благу нашему, жизни духовной».
Под «вечным благом нашим» официальная церковь, с благословения которой выходили тогда все печатные книги, подразумевала государственную православную веру. Суеверием же она называла все то, что выходило за рамки официальной религии, но, по народным поверьям, носило сверхъестественный характер,— приметы, сглаз, порча, «белая» и «черная» магия и тому подобные вещи.
Церковь всегда открещивалась от своих ближайших родственников — суеверных примет и предрассудков. И все-таки прав был Жан Мелье (1664—1729), сын деревенского ткача, деревенский священник, французский философ-материалист XVIII века, когда писал, обращаясь к христианам: «Ваша религия не менее призрачна, не менее суеверна, чем все другие; она не менее ложна в своих основаниях; не менее смешна и нелепа в своих догмах и правилах; вы не менее идолопоклонники, чем те, которых вы сами порицаете и осуждаете за идолопоклонство. Ваши представления отличаются от представлений язычников только по виду».
Хотя в богословской литературе строго разделяются понятия «вера» и «суеверие», принципиального различия между ними нет. Действительно, какая, собственно, разница между освящением воды именем святого духа или огнем, против которого ополчился патриарх Филарет. Ведь в основе обряда освящения воды, так же как и обрядов, связанных с огнем, лежит древняя языческая вера в их очистительные свойства. А сама по себе молитва, разве не напоминает она древние заклинания язычников?
Корень здесь один. Он кроется в глубине веков и берет начало от незнания людьми законов природы, от их страха перед будущим, от бессилия перед природой, социальным гнетом.
«Людям так свойственно добираться до причины всего, что делается около них, — сказал А. И. Герцен,— что они… лучше выдумывают ложную, мнимую причину, чем остаются в безоружном неведении. Принимая ложную причину за знание, за понимание, веря ей, они обманывают себя и думают, что овладели страшным явлением…»
Древние рисунки рассказали историкам об одной из прародительниц примет. Вот человек, забравшись на крышу дома или на вершину дерева, льет на землю воду из сосуда. Нет, это не забава. Это наивное представление о том, что подобное вызовет подобное. Дождь ведь идет с неба, значит, когда засуха, надо пролить откуда-нибудь с высокого места воду и вызвать таким образом дождь.
Если вспомнить распространенные и сейчас приметы: встретить человека с пустыми ведрами — к неудаче, с полными — к удаче, увидеть во сне хлеб — к добру, обнаружить в стакане чая крупную чаинку — к нечаянности,— легко заметить, что в их основе лежит та же самая попытка объединить два совершенно различных события на основании только их внешнего сходства, то есть подобия.
Мы получали, нам часто задавали вопрос: «Почему, если перебежит дорогу черная кошка, обязательно случится какая-нибудь неприятность?»
Действительно, почему? Давайте разберемся. Прежде всего, какая неприятность? Если вы, столкнувшись с «носительницей зла», наступили ей на хвост и она вас в кровь исцарапала, действительно, можно признать, что встреча с кошкой привела к неприятности. Но еще неизвестно, кто в этом больше виноват.
Если же кошка повстречалась по дороге в школу и через час-другой в дневнике оказалась двойка, то это просто случайное совпадение. Ведь кошка могла и не встретиться, а двойка из-за невыученного урока все равно была бы. Уж на то они и преподаватели, чтобы в самый неподходящий момент вызвать к доске. Те, кто всю вину за свои неудачи все-таки сваливает на черную кошку, уподобляются дикарям, жившим на земле много сотен лет назад. Ведь они верили, что если одно событие произошло раньше другого, значит, оно является его причиной.
На самом деле, однако, в жизни людей и в природе каждый миг совершается множество событий, но только некоторые из них связаны как причина и следствие. Все же остальные лишь иногда совпадают по времени и никак не зависят друг от друга. Какая связь может быть между вашими поступками и черной кошкой? И почему именно черную кошку считать причиной беды? Кстати, в Англии, например, суеверные люди с особым расположением относятся как раз к черной кошке. А всяческих невзгод ждут от белой.
Суеверных примет до нашего времени дошло немало. Бывает порой, что они сбываются. Но происходит это потому, что человек, склонный им верить, придает значение множеству мелочей, которые, как ему кажется, могут повлиять на его жизнь. Такие люди заранее боятся разбить зеркало, повстречаться с черной кошкой, встать утром с левой ноги. Этим они сами подготавливают себя к чему-то плохому, становятся боязливыми, нерешительными, несосредоточенными. А в таком состоянии легко совершить неправильный поступок, и навредить самому себе.
И когда у таких людей происходят случайные совпадения и приметы, по их мнению, сбываются, они запоминают эти случаи особенно хорошо и становятся суеверными.
Вот что сказал о приметах философ XVII века Ф. Бэкон: «Если нам нравится верить во что-нибудь, мы стараемся и других убедить в том же, несмотря на то, что… количество примеров, доказывающих противное, гораздо больше. Мы или не обращаем на них внимания… или сознательно закрываем на них глаза… отстаивая во что бы то ни стало произвольно выбранное нами мнение. Отсюда происходит то, что во многих суевериях, в толковании снов, в предзнаменованиях люди, находящие удовольствие в подобной чепухе, постоянно замечают случаи, подтверждающие их верования, и пропускают или пренебрегают случаями, опровергающими их, случаями, которые могут быть гораздо многочисленнее».

Приметы

Приметы

У вас проблемы и нужно внести изменения в учредительные документы? Это не проблема внесение изменений услуги вам окажут профессиональные юристы. Узнавайка все подробности на jurisetopus.ru.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Поиск
Поделись интересным!
Рубрики
Яндекс.Метрика

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Google Plus.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2017    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти